Сфера земельных отношений между бизнесом и властью всегда была самой закрытой и коррумпированной и давно уже перешла в сферу политических манипуляций. На словах все, кто идет в местную власть, обещают избирателям сделать земельные отношения прозрачными, искоренить коррупционные схемы и внедрить принципы справедливого и беспристрастного решения вопросов отвода земельных участков, соблюдения равенства всех участников этих отношений и т.п.
Но все заканчивается как всегда — обещания дают электорату, а не выполняют их перед согражданами. Если посмотреть на торги депутатских фракций за места в постоянных комиссиях, то самая ожесточенная борьба происходит именно за право распоряжаться землей в комиссии по земельным вопросам и архитектуре.
И если предоставление земельных участков города находится под пристальным вниманием журналистов и общественности – массовые обличительные публикации в СМИ и интернет изданиях, громкие журналистские расследования и т.п., то причины их возникновения и связь с наполнением местного бюджета практически нигде не просматривается.
Общественная организация «Ассоциация юристов «Правозащита» в рамках проекта «Громадська дія проти корупції» провела исследование (мониторинг) местных нормативних актов, регулирующих земельные отношения, а также первичных документов на выделение и оплату земли для использования в коммерческой деятельности.
Земельные отношения бизнеса с властью регулируют три Порядка, которые регулируют размещение передвижных и стационарных временных сооружений для ведения предпринимательской деятельности и продажи скетч-карточек для мобильной связи.
При детальном анализе этих нормативных актов городского совета первое, что приходит на ум: «А кому они нужны ?» — в наборе общих фраз единственное рациональное зерно — перечень документов, необходимых для получения земли. Но для этого достаточно было бы просто написать список требуемых документов и вывесить его на сайте горсовета. Ни один из этих документов не содержит четких и прозрачных правил для бизнеса и для власти. Для бизнеса: «Я выполнил правила- я однозначно получу землю под свой магазин, киоск, павильон»; для чиновника: «Я нарушил правила – я буду наказан, а если мои действия привели к убыткам — я должен их возместить»; для депутатов: «Депутатские комиссии: не выполняем правила – следует пересмотреть регламент и забрать у них право на согласование отвода земельных участков, депутаты – своевременно не рассматриваем на сессиях документы и не принимаем решений- забрать и у них право принимать такие решения». Что же на самом деле происходит с чиновниками, депутатами, депутатскими комиссиями.
Фактически у нас имеется 2 службы, которые имеют необходимые знания и компетентны ответить на вопрос: «Можно ли дать землю?» — это земельное управление и управление по вопросам архитектуры и градостроительства. И если с земельным управлением все понятно – они готовы давать землю, то с архитектурой все не так просто: «Этому дам, а этому не дам». Спрашивается, а почему не дам, если рядом стоящему дал.
А очень просто — твой объект не предусмотрен комплексной схемой, ну и на крайний случай – стоишь не в том месте- на подземных коммуникациях, и не важно, что кто-то расположился на газовой трубе и построил 12 павильонов, а архитектура дала добро. И совсем уж невдомек простому предпринимателю, что никакой комплексной схемы в горсовете не существует.
И о чем же в таком случае могут свидетельствовать отказы архитектуры?.. Ответы выбирай сам – или это место приглянулось кому-то более важному, или ты не мотивировал архитекторов. Такая же ситуация и с профильной депутатской комиссией-вопросы предоставления земли рассматриваются длительное время, очень часто их рассмотрение безосновательно переносится и не всегда заявители получают согласование.
А уж сессии наших с вами ставленников в городском совете — депутатов, отдельная история — вопросы отвода (продления) земли – тянутся месяцами. Так, вынесенные на рассмотрение сессии в 2016 году вопросы продления договоров на аренду земли не рассматривались 10 месяцев. За это время бюджет города потерял 3 400 000грн. Еще больше город потерял за 2014 и 2015 годы в результате действий горисполкома, который не продлевал договора на землю для передвижных временных сооружений, либо заявления 2014, 2015г.г. рассматривали в 2016г. и отказывал в их продлении. Но два года эти сооружения стояли на городской земле, а за ее пользование никто не заплатил. Некоторые предприниматели и по сей день вольготно себя чувствуют, получают доходы за землю не платят, а город остается без денег. Некоторым предпринимателям устанавливается расценки за землю в 2-3 раза дешевле ее реальной стоимости, в одном и том же месте один предприниматель платит за 1 кв. м 202 грн., а другой — 73грн., потери бюджета в этих случаях с одного объекта составляют более 600 000 грн., некоторые вместо разрешенных 144кв. м используют 200кв.м и естественно без оплаты дополнительных метров, а некоторые самовольно устанавливают торговые объекты, при этом не з заплатив городу ни копейки. И уж явно похоже на насмешку количество таких объектов, которые вынуждена была показать комиссия по сносу незаконных сооружений В конце 2011 года с участием общественности и бизнеса была проведена инвентаризация всех торговых объектов в г.Николаеве, в результате которой выявлено порядка 2000 самовольно установленных объектов, протоколы были переданы в райадминистрации и в горсовет, где они благополучно сгинули. Следует отметить, что все эти объекты стоят и по сей дней. В бюджет они не платят, но кому то ж платят, иначе бы местные власти не потерпели на своей территории «халявщиков» .
Зато городская власть нам рассказывает, что нет денег на ремонт дорог, крыш, содержание детсадов, школ, больниц, социальной помощи бедствующим гражданам нашего города.
Ко всему этому необходимо добавить, что задолженность по плате за землю по данным фискальной службы на 01.01.2015г. составляла 15млн.грн., а на 01.01.2016г.-16млн.грн.
Фактически 5-я часть городского бюджета ежегодно исчезает в земле.
Это наша земля, это наш город и если местные власти решили распорядиться нашим имуществом в ущерб городской общине, то нам с них и спрашивать.