В проекте госбюджета на 2017 год ответственность за социальные расходы в значительной степени передается органам местного самоуправления
Как рассказала ИзбирКому консультант по вопросам бюджета Ассоциации городов Украины Олеся Голынская, среди путей сбалансирования государственного бюджета предлагается три основных: передать на местные бюджеты оплату коммунальных услуг лечебных учреждений и общеобразовательных учебных заведений; передать содержание должностей административного и технического персонала школ (более 16,5 млрд грн дополнительных расходов на все местные бюджеты страны) и передать специализированные медицинские учреждения – без финансирования из бюджета высших уровней.
В то же время для компенсации такой нагрузки планируется временно предусмотреть увеличение дополнительной дотации областным и районным бюджетам в объеме 14,9 млрд грн.
«Но проблема заключается в том, что ни районные, ни областные бюджеты не обязаны выделять эти средства на определенное село. В соответствии с Бюджетным кодексом, облсоветы и райсоветы сами решают, на какой район (именно район, а не село или город) и в каком объеме передать дотацию. То есть, Минфин не доводит единую методику распределения этих средств», — отмечает консультант.
Кроме того, в действующей редакции закона не предусмотрено использование остатков медицинской и образовательной субвенции на капитальные расходы учреждений.
Также для местных бюджетов предусмотрено новое распределение расходов на здравоохранение — 70% на вторичную помощь (она полностью останется в районах) и только 30% на «первичку», которая поступит на финансирование ФАПов. Эти расходы также возлагаются на местные бюджеты.
В то же время объединенные территориальные громады, как и в этом году, будут иметь 60% налога на доходы физических лиц (он пойдет в их собственные доходы), полный объем медицинской и образовательной субвенции (им не придется зависеть в этом вопросе от района, и они не будут обязаны передавать их на район).
«Кроме того, в объеме дополнительной дотации предусмотрены расходы на ОТГ — область будет обязана передать часть дополнительной дотации в ОТГ», — поясняет О. Голынская. Таким образом, для объединенных громад соотношение по финансированию здравоохранения (70% на 30%, как у других местных бюджетов) неактуально, поскольку они получат субвенцию в полном объеме и сами ее распределят.
При этом все капитальные расходы, как и раньше, будут осуществляться из инфраструктурной субвенции, которая увеличена по сравнению с 2016 годом в три раза.
Отметим, что изменения по ОТГ, в которых прошли выборы в декабре, вступят в силу только в случае принятия Верховной Радой бюджетного законопроекта в том виде, в котором он есть сейчас.