В прошлом году Фондом развития города Николаева совместно с другими участниками партнерства «За прозрачные местные бюджеты» провели мониторинг и оценку выполнения городской целевой «Программы реформирования и развития ЖКХ на 2010-14 г», а также связанных с ней бюджетных программ. В ходе экспертизы было выявлено неэффективное расходование бюджетных средств. Так расходы средств громады г Николаева на уход за 1 гектаром зеленых насаждений оказались в 6-7 раз вышечем в г Киеве и других городов Украины.
Предыдущий городской голова собирался сформировать рабочую группу для изучения ситуации и исправления выявленных недостатков, но она так и не была сформирована. Тогда общественники с результатами мониторинга обратились в Государственную финансовую инспекцию в Николаевской области, после чего ГФИ провела финансовый аудит бюджетной программы благоустройства г. Николаева за 2013-14 гг. и девять месяцев 2015 г.
В январе стали известны его результаты. Как сообщил в своем письме и.о. начальника инспекции А.Войченко, при проведении аудита изучалось использование средств городского бюджета, выделенных главному распорядителю — департаменту ЖКХ Николаевского горсовета. При этом аудиторы пришли к выводу, что средства местного бюджета, направленные на благоустройство города, используются недостаточно эффективно.
Начнем с того, что определенные паспортами бюджетных программ по благоустройству результативные показатели не соответствуют Примерному перечню результативных показателей бюджетных программ, утвержденному приказом Минфина №945 от 27.07.2011, отдельные из них определены недостоверно. Есть расхождения между данными паспортов программ и данными бюджетной отчетности департамента ЖКХ. Отсутствует полная информация об объектах благоустройства, что не позволяет и необходимые расходы. Так из 98 объектов зеленых насаждений, закрепленных за департаментом ЖКХ, паспорта составлена только на 38. Аналогична ситуация с инвентаризацией объектов наружного освещения, отсутствует детальная информация о пляжах и кладбищах.
Аудиторы отмечают преобладающее финансирование содержания объектов благоустройства, в то время как большинство из них требует капитального ремонта, модернизации и переоборудования. Вместе с тем, в 2013-14 гг. финансирование мероприятий по благоустройству и саночистке составило всего 24,3% от запланированного объема, треть мероприятий вообще не финансировалась и не выполнялась. При этом 54% договоров были заключены по переговорной процедуре (т.е. с рассмотрением предложений только одного хозяйственного субъекта). Причины — низкая конкуренция на данном рынке и повторные отмены процедур закупок из-за отсутствия достаточного количества участников торгов. А укрупнение предмета закупок не позволяло принять в них участие небольшим предприятиям, имеющим узкую специализацию, хотя нередко они были готовы предложить более выгодные условия. В частности, только вынесение трех направлений ухода за зелеными насаждениями в отдельные предметы закупок (кронирование, обрезка и снос деревьев; покос газонов; высадка цветников) привела бы в 2015 г. к экономии 1,4 млн. грн. бюджетных средств. Как считают в ГФИ, узкий круг участников торгов нивелирует основные принципы закупок: конкуренцию, максимальную экономию и эффективность.
Кроме того, нечеткие технические задания позволяли исполнителям выполнять работы по собственному разумению, самостоятельно определять их объемы и объекты, где их следует выполнять. Например, нечеткие условия выполнения работ позволили истратить деньги на высадку цветов без дальнейшего ухода за ними. А акты выполненных работ составлялись таким образом, что не давали возможности оценить реальное состояние и период выполнения работ, проконтролировать качество их исполнения.
Как указано в документе, завышение расценок на уход за зелеными насаждениями привело к неэффективному расходованию 150 тыс. грн., отсутствие действенного контроля за зимним содержанием дорог привело к превышению стоимости работ в сравнении с договорной ценой почти на 540 тыс. грн., отсутствие взаиморасчетов между департаментом ЖКХ и исполнителем работ за древесину, полученную вследствие сноса деревьев, «икнулось» бюджету потерей 553 тыс. грн., недостаточный контроль за исполнением работ и недопущением арифметических ошибок стал причиной лишнего использования бюджетных средств в размере 57,2 тыс. грн., а оплата судебных затрат привела к неэффективному использованию еще 62,1 тыс. грн.
По итогам аудита ГФИ в Николаевской области разработала предложения по повышению эффективности выполнения бюджетных программ, которые направила в мэрию. Реакция последовала незамедлительно: буквально через несколько дней стало известно, что результаты тендеров на обслуживание и уход за зелеными насаждениями города в 2016 г. отменены. Об этом заявил городской голова Александр Сенкевич, подчеркнув, что мэрия прислушалась к мнению Госфининспекции и поддержала ее предложения.
Сумму, предусмотренную для обслуживания зеленых насаждений, а это около 14 млн. грн., разделили на несколько частей. Одна часть пойдет на уход за фонтанами, скамейками и т.д., другая – на обслуживание городских клумб, третья – бульваров. И еще предусмотрены 4 отдельных тендера по обслуживанию районов, чтобы небольшие компании могли выиграть их. Такие меры помогут не просто исключить прежний монополизм в выборе исполнителя работ, но и снизить их стоимость, а, следовательно, сэкономить средства городской казны.
Пресс-служба проекта "За добропорядочный, прозрачный бюджет в г. Николаеве!».
Проект «За добропорядочный, прозрачный бюджет в г. Николаеве!» реализуется «Фондом развития г Николаева» и газетой «Вечерний Николаев» в рамках инициативы «Гражданское общество и медиа — за прозрачные местные бюджеты». Инициатива поддержана Одесской ОО ВОО «Комитет избирателей Украины», Фондом «Открытое общество» — координатора и методиста партнерства «За прозрачные местные бюджеты!» за средства Евросоюза и Посольства Финляндии в Украине.