Несколько лет назад в рамках Всеукраинского партнерства «За прозрачные местные бюджеты» в Николаеве была создана региональная коалиции, в состав которой, к слову, вошла и газета «Вечерний Николаев».
Деятельность коалиции направлена на повышение прозрачности и эффективности формирования и использования местных бюджетов. На днях ее участники, принявшие участие в проекте Фонда развития города Николаева (ФРГН) «Солидарные действия объединений граждан и местного бизнеса ради эффективных бюджетов Николаевщины-2016», публично обнародовали и обсудили результаты изучения бюджетов местных общин.
Стоит отметить, что к процессу постарались привлечь максимальное количество общественников. Для этого грантеры ФРГН создали семь общественных коалиций. Например, Вознесенская ассоциация развития местной демократии подписала договоры о сотрудничестве сразу с шестью организациями гражданского общества.
Всего было проведено 7 мониторинговых исследований и кампаний по повышению эффективности и открытости бюджетного процесса – в Николаеве, Вознесенске, Первомайске, селах Баштанского и Очаковского районов.
Общим для всех стал тот неприятный факт, что органы местного самоуправления городов никому не ответили на запросы с первого раза. Полные ответы удавалось получить только после публичного резонанса в СМИ и депутатских запросов. В селах – еще хуже. Там ответы по существу давались лишь после обращений в суд, вмешательства райадминистраций и компетентных органов.
Показательным примером служит история Покровского сельсовета (Кинбурнская коса), где общественники смогли получить ответ об использовании бюджетных средств только в результате рассмотрения их жалобы в суде. Для участия в заседаниях суда им приходилось каждый раз плыть с косы в Очаков и обратно. Но дело того стоило. Выяснилось, что из 300 LED-ламп наружного освещения, закупленных на деньги Покровской сельской общины, рабочими оказались только 40, а на вопрос, почему же не обменяли нерабочие лампы на исправные (LED-лампы должны иметь длительный срок гарантии), последовал обескураживающий ответ: «Просто при закупке не оформили необходимые документы». Согласитесь, весьма показательный пример «эффективного» освоения денег местных бюджетов.
Несмотря на противодействие, общественникам удалось добиться многого. Так, в селах Баштанского района, выявлен факт выделения 30 тыс. грн. на текущий ремонт наружного освещения на неизвестные улицы, в актах приема работ не указано, на каких улицах проводился ремонт.
Вознесенскими участниками партнерства были вскрыты факты сомнительного использования бюджетных средств, что побудило Госфининспекцию провести аудиторскую проверку мэрии. А после мониторинга, выполненного силами областной организации «Независимый союз спортсменов»», облгосадминистрация проводит проверки выявленных нарушений, открыты уголовные производства.
Напомним, что после предыдущего исследования ФРГН, касающегося городского бюджета Николаева, Госфининспекция уже проводила аудит, результаты которого в целом совпали с выводами общественников.
В итоге Александр Сенкевич, на тот момент только ставший мэром, отменил два тендера. А горсовет областного центра принял бюджетные программы с учетом рекомендаций общественных экспертов и внедрил практику размещения бюджетных программ и отчетов об их выполнении на сайте горсовета.
Всё это дает реальную надежду на улучшение прозрачности и эффективности бюджетного процесса. Говоря проще, деньги налогоплательщиков будут использоваться с большей пользой, нежели прежде.
В целом, по оценке экспертов, бюджетный процесс 2016 г. в Николаеве стал прозрачнее, но многие чиновники по-прежнему настороженно воспринимают законное желание общественности разобраться, как тратятся деньги общины. Косвенным подтверждением этого стали результаты двух ежегодных мониторингов индексов прозрачности и участия граждан в местном бюджетном процессе, проведенных в Николаеве и 30 других городах Украины партнерством «За прозрачные местные бюджеты».
Директор ФРГН Михаил Золотухин рассказал, что по результатам всеукраинского исследования Партнерства в 2016 г. Николаев набрал 64% от максимально возможного количества баллов, сохранив средние позиции в общеукраинском рейтинге.
Бюджетный процесс у нас стал прозрачнее, но община, как и прежде, имеет низкий уровень участия в бюджетном процессе. Город выполнил требования Бюджетного кодекса и вовремя принял бюджет-2017, основанный на прогрессивном программно-целевом методе, его проект вовремя был опубликован на официальном сайте горсовета, хотя не полностью соответствовал тому, за что голосовали депутаты.
А вот полноценные бюджетные консультации и публичные слушания, как неотъемлемая часть бюджетного процесса, у нас не проводились. Николаев вошел в число городов (Краматорск, Кропивницкий, Львов, Полтава, Северодонецк, Херсон, Белозерка, Здолбунов, Измаил, Мариуполь), где не проводятся бюджетные консультации с гражданами после публикации бюджета на сайте горсовета. Николаев не воспользовался таким удобным для горожан форматом как электронные консультации, хотя этим инструментарием с успехом пользуются Одесса, Суммы, Чугуев и соседний Вознесенск.
Но и это еще не все. Ежегодно бюджет Николаева недополучает около 50 млн. грн. от аренды земли, считает председатель Ассоциации юристов «Правозащита» Алла Дзицюк. Представители этой организации изучили степень прозрачности в земельных отношениях, полноту и своевременность поступлений в городской бюджет средств от использования земель местной общины.
Их вывод: нормативно-правовые акты горсовета, касающиеся земли, не выполняют основной функции – не устанавливают четкие и прозрачные правила. Это, в свою очередь, порождает злоупотребления, создает условия для коррупционных схем, усложняет разрешительные процедуры.
Как результат – граждане годами не могут получить документы на пользование землей. Месяцами горсовет не продлевает договоры аренды под стационарными сооружениями, годами рассматриваются заявления о продлении договоров сервитута для временных сооружений, что ведет к убыткам бюджета.
Денежная оценка земельных участков для лиц, приближенных к прежним представителям власти города и области, оказалась заниженной. Так, в одном из наиболее привлекательных для бизнеса кварталов установлен размер арендной платы в 79-84 грн. за 1 кв. м для «избранных», и 204-224 грн. за 1 кв. м – для всех остальных. Но и это не все. Оказывается, одним предпринимателям продлевают договоры аренды на несколько лет, а другим – только на год, хотя их объекты расположены на одном фундаменте, под одной крышей и имеют общие стены. Здесь может быть только одна логика – коррупционная.
Представители «Правозащиты» убеждены в необходимости провести инвентаризацию земли, создать единый электронный реестр свободных и занятых участков, обеспечить доступ к этой информации на сайте горсовета.
Участникам партнерства удалось добиться ряда конкретных результатов. Так, в Первомайске будет внедрена электронная система «Прозрачный бюджет». Результатом работы «Независимого союза спортсменов» стало решение областного совета по перераспределению средств бюджета с ремонта административных объектов на ремонт спортзалов. Будут устранены нарушения, выявленные в Вознесенске.
Одним словом, партнерство «За прозрачные местные бюджеты» на практике постаралось доказать свою эффективность.