Также в доходной части бюджета учитываются поступления от аренды газораспределительных сетей
На минувшей неделе Кабмин все же внес в Верховную Раду существенно переписанный вариант проекта госбюджета на 2017 год, в котором заложено повышение минимальной зарплаты с 01.01.17 г. до 3200 грн.
Разумеется, при этом и доходная (см. «Прирост доходов бюджета и объем номинального ВВП по отношению к предыдущему году в 2003-2017 гг.»), и расходная (см. «Динамика расходов бюджетов в 2003-2017 гг.») части основного финансового плана страны «подросли» – более чем на 15 млрд грн. Могло бы быть и больше, но в проект заложили отрыв должностного оклада работника I тарифного разряда единой тарифной сетки (ЕТС) от минимальной зарплаты, к которой он был раньше привязан. Теперь при росте «минималки» до 3200 грн минимальный оклад в ЕТС останется на уровне 1600 грн. Это позволит правительству избежать всеобщего поднятия зарплат, размеры которых базируются на ЕТС, для бюджетников и чиновников.
Благодаря такой «хитроумной» комбинации аттракцион невиданной щедрости по резкому увеличению «минималки» совокупно обойдется бюджету в 28,3 млрд грн. При этом премьер Владимир Гройсман и правительство планируют сэкономить на бюджетном финансировании Пенсионного фонда, жилищных субсидиях и т.п. Оборотной стороной этой комбинации будет «уравниловка» по зарплатам. Например, в следующем году, размер зарплаты уборщиц и учителей высшей категории могут оказаться практически одинаковым.
Пертурбации, которые претерпел проект (а они включают не только повышение минимальной зарплаты, но и максимальный учет «хотелок» депутатов, высказанных при рассмотрении проекта в первом чтении), удивительным образом базируются на прежнем макроэкономическом прогнозе, а также на прогнозе курса гривны. Эти прогнозы выглядели неадекватно и ранее. Теперь же они смотрятся просто смешно: например, 2% роста ВВП в 2016 году не может быть просто никак, а среднегодовой курс национальной валюты, заложенный на 2017 год на уровне 27,2 грн/ $1, можно наблюдать в «обменниках» уже сегодня.
Если же продолжать опираться на имеющийся макропрогноз, то следует констатировать рекордные аппетиты власти в вопросе перераспределения ВВП через сводный бюджет. По замыслу авторов проекта, оно в 2017 году должно достичь небывалых 34,5% (см. «Доля ВВП, перераспределяемая через сводный государственный бюджет в 2003-2017 гг.»).
Как можно одновременно планировать резкое усиление фискального давления и рост ВВП, знают, очевидно, только в украинском Минфине. Мы же очень сомневаемся в возможности достижения столь разнонаправленных целей. Кстати, авторы, подавая сильно переписанный документ, умудрились приложить к нему пояснительную записку на трех страничках, что выглядит попросту как грубая насмешка.
Думается, в конечном счете, эксперимент закончится раскруткой инфляции на уровне, существенно выше запланированного, курс доллара уже в первом квартале 2017 г. превысит среднегодовые параметры. И закончится все это тем, что уже весной госбюджет придется переписывать ввиду его явной нереальности.
Произошедшее увеличение доходной части госбюджета почти полностью базируется на планах роста поступлений «внутреннего» НДС, НДФЛ и эмиссионного вклада НБУ (см. «Основные изменения в доходной части бюджета»).
Рост средств, перечисляемых НБУ, вполне объясним: эмиссионный доход — самый легкодоступный доход бюджета. Наверное, можно объяснить и ожидания прироста на 5,5 млрд грн поступлений НДФЛ, в частности, из-за увеличения размера минимальной зарплаты. В Кабмине, правда, не думают над оборотной стороной этого роста — сокращением количества легальных рабочих мест. А вот с неожиданно позитивными ожиданиями в вопросе поступления НДС все не столь легко объяснимо. Видимо, в правительстве считают, что рост «минималки» приведет к росту потребительского спроса. Однако связь тут не столь уж прямая… К сожалению, никаких расчетов к своим ожиданиям авторы проекта не представили.
Из менее заметных, но очень «вкусных» изменений можно отметить следующие. Во-первых, Кабмин до 1 марта 2017 года должен будет внести на рассмотрение Верховной Рады предложения относительно изменений в Закон «Об аренде государственного и коммунального имущества», в которых должен быть решен вопрос предоставления в аренду газораспределительных систем, собственником которых является государство.
Во-вторых, Кабмину предоставляется право провести реструктуризацию задолженности объемом до 1,7 млрд грн по решениям судов в пользу юридических лиц, а также по решениям Европейского суда по правам человека по результатам рассмотрения дел против Украины, на срок до 7 лет под 9,3% годовых.
В-третьих, Государственное ипотечное учреждение попало в перечень направлений, на которые могут привлекаться иностранные кредиты под государственные гарантии. ГИУ сможет поучаствовать в освоении своей доли в общем пироге на сумму в 31,7 млрд грн.
В-четвертых, в 2017 году останавливается действие нормы о направлении не менее 1% прогнозных доходов общего фонда госбюджета в государственный фонд регионального развития.