Мэру Николаева предложили вернуться в правовое поле Украины, сделав бюджет города открытым и прозрачным

23 червня 2016, 12:37

На прошлой неделе Экспертно-общественный совет Николаевского горисполкома рекомендовал городскому голове Александру Сенкевичу внести изменения в январское решение горсовета № 2/26. Это вернет бюджетный процесс в городе Николаеве в правовое поле Украины, сделав его открытым и прозрачным на основе применения программно — целевого метода (ПЦМ). А горожане снова смогут по актуальным показателям городских бюджетных программ понять, насколько эффективно тратятся деньги городской общины.

Как сказал в своем вступлении заместитель председателя Экспертно-общественного совета и директор общественной организации ОО «Фонд развития города Николаева» (ФРГН) Михаил Золотухин

«..Горожане после принятия январского решения горсовета «Об утверждении бюджета г Николаева на 2016 год уже не смогут оценить эффективность или неэффективность трат городского бюджета, как это было сделано в 2015 году николаевскими участниками Партнерства за прозрачные местные бюджеты». Тогда общественный мониторинг показал, что расходы городского бюджета в сфере благоустройства и озеленения в 6-8 раз выше, чем в г. Киеве.

С января 2016 года провести подобный оперативный общественный мониторинг уже невозможно. Причина – упомянутое решение горсовета и позиция Департамента финансов Николаевского городского совета. О чем официально в ответ заместителя николаевского городского головы Валентина Гайдаржи на запрос ФРГН о предоставлении паспортов бюджетных программ в сфере ЖКХ на 2016 г.».

Такие решения и действия николаевских чиновников и депутатов заблокировали инновационную трехлетнюю практику команд трех николаевских городских голов по внедрению программно- целевого метода в г. Николаеве как действенного механизма, внедрение которого позволила общественникам, затем и Государственной финансовой инспекции в Николаевской области по результатам аудитов дать рецепты выздоровления финансов городской общины.

Они нарушают требования статьи 20 Бюджетного кодекса Украины по внедрению програмно-целевого метода (ПЦМ).

Также, внесение изменений в паспорта бюджетных программ, согласно приказу Минфина №836, должны производиться на протяжении всего бюджетного периода с учетом объективных обстоятельств, возникающих в процессе исполнения бюджета, а не один раз в год, как зафиксировано в решении горсовета №2/26. В целом, упомянутое январское решение горсовета нарушает приказы Минфина №945 от 27.07.11, №836 от 26.08.14 и №44 от 24.01.12 и делает фактически невозможным процесс мониторинга эффективности расходования бюджетных средств, оценки эффективности работы и главных распорядителей.

Решение горсовета является странным, учитывая ещё и тот факт, что ПЦМ на уровне всех местных бюджетов, имеющих прямые отношения с государственным бюджетом (таковым есть бюджет Николаева) в обязательном порядке применяется уже при составлении проекта бюджета на 2017 г. , который фактически начинается уже в сентябре – октябре 2016 г.

Остается добавить, что рекомендации Государственной финансовой инспекции в Николаевской области соблюдать приказ Минфина №945 от 27.07.11г. при составлении паспортов бюджетных программ, а также введение отчетности о выполнении программ благоустройства всеми исполнителями не выполнены и фактически заблокированы.

Сложившаяся ситуация представляет угрозу процессу реформирования бюджетных отношений. Орган местного самоуправления Николаева фактически остановил внедрение программно-целевого метода. Хотя применение ПЦМ является одним из требований для стран — членов ЕС и требованием элементарной логики (нужно планировать не просто расходы, а конкретный результат). Учитывая курс на евроинтеграцию Украины, применение ПЦМ на местном уровне крайне необходимо.

В связи с этим, эксперты ФРГН предложили свой вариант внесения изменений в упомянутое январское решение городского совета, позволяющее устранить выявленные нарушения.

Этот вариант представила участникам заседания Экспертного общественного совета один из авторов мониторингового исследования ФРГН — руководитель николаевской общественной приемной Украинского Хельсинкского союза Татьяна Золотухина.

По ее словам, городской бюджет в нынешнем варианте «закрывает» до конца года от общественности паспорта бюджетных программ – настоящий кладезь информации для проведения анализа исполнения бюджета и принимаемых управленческих решений. Все дело в том, что отслеживать в динамике эффективность бюджетных программ можно только при условии оперативного обнародования актуальных паспортов бюджетных программ и отчетов о выполнении этих паспортов. В данных документах указываются плановые расчетные и фактические результативные  показатели, сравнительный анализ которых дает целостную картину о том, как расходуются средства бюджета.

Эксперт подчеркнула, что оперативное обнародование актуальных паспортов бюджетных программ – законное требование программно-целевого метода исполнения бюджета (ПЦМ).

Заместитель директора департамента финансов Татьяна Лосик заявила, что Николаев, в отличие от ряда других городов, в числе первых стал использовать программно-целевой метод (Винница, к примеру, не использует его до сих пор). Кроме того, оперативное внесение изменений в паспорта бюджетных программ и отчеты об их выполнении – серьезный, очень обширный объем работы для департамента финансов. Хотя в департаменте понимают, что выполнять эту работу все равно придется, поскольку уже в 2017 году произойдет полный переход Госказначейства на ПМЦ на уровне всей страны.

По итогам дискуссии члены Экспертно-общественного совета рекомендовали городскому голове инициировать принятие нового решения горсовета по бюджету-2016 в части паспортов бюджетных программ.

Это позволит не только спасти репутацию николаевского городского головы Александра Сенкевича и руководителей фракций николаевского городского совета, подписавших в октябре 2015 года«Договор про публичную ответственность». Это также позволит  улучшить работу всей городской финансовой системы, сделает ее более прозрачной, подотчетной общине, а, следовательно, и более эффективной за счет минимизации возможностей для коррупционных проявлений и нерациональной траты денег налогоплательщиков.

ИСТОЧНИК

Царичанська 85,3 %
Широківська 62,7 %
Баштанська 59,5 %
Лановецька 59,1 %
Васильківська 58,3 %
Показати ще
Петриківка 19,8 %
Золотопотіцька 18,8 %
Любецька 17,9 %
Білоберізька 17,6 %
Хотинська 5,5 %